Перечень вопросов к экзамену

 

1. Развитие психологии, возникновение клинической психологии. Предмет и задачи клинической психологии. 

2. Разделы клинической психологии (общая и частная клиническая психология, патопсихология, нейропсихология, психологическая экспертиза, психогигиена, психопрофилактика и санитарно-просветительская работа, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапия).

3. Основные методы клинической психологии (клинико-психологический метод, беседа с пациентом, наблюдение, изучение продуктов психической деятельности, психологический эксперимент). 

4. Понятие здоровья. Основные критерии здоровья. Связанное со здоровьем качество жизни и способы его определения (SF-39). 

5. Основные направления современной психологии и психотерапии.

6. Понятие о психосоматической медицине. Понятие о психосоматических и соматопсихических взаимоотношениях. Биопсихосоциальная концепция психосоматических расстройств.

7. История психосоматического учения: психоаналитическая теория, психофизиологическая теория И.П.Павлова, общий адаптационный синдром. Концепция профиля личности, концепция алекситимии. Поведение типа «А» и типа «В».

8. Типы психосоматических расстройств: конверсионные симптомы, функциональные синдромы (органные неврозы), психосоматозы (психосоматические заболевания), психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения.

9. Личность как основа психосоматической патологии. Психология соматического больного. Понятие внутренней картины болезни (по А.Р.Лурия), синонимы. Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни (пол, возрастные особенности, профессиональный статус, особенности темперамента, воспитания, конфессиональной принадлежности больного). 

10. Влияние на внутреннюю картину болезни социального окружения больного, условий диагностики и лечения. Этапы формирования внутренней картины болезни (по А.В.Квасенко и Ю.Г.Зубареву). Уровни внутренней картины болезни (по В.В.Николаевой).

11. Типы отношения к болезни (гармоничный, эргопатический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный, дисфорический) (по А.Е.Личко). 

12. Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание: аггравация, симуляция, диссимуляция, анозогнозия.

13. Неврозология. Понятие о психической травме. Виды психической травмы. 

14. Основные типы невротических конфликтов (по В.Н. Мясищеву): истерический, обсессивно-психоастенический и неврастении. Преморбидные психологические особенности больных неврозами: особенностей высшей нервной деятельности, акцентуации характера, особенности темперамента, характера и личности. 

15. Клинические проявления невротических расстройств. Основные невротические синдромы: астенический, депрессивный, ипохондрический, ананкастический). Лечение и профилактика неврозов.

16. Факторы, являющиеся стрессорными для человека. Стресс и адаптация (виды стресса, стадии стресса). Понятие фрустрации.

17. Типы реакции на фрустрацию (С.Розенцвейг).

18. Механизмы совладания со стрессом – копинг-механизмы (Р.Лазарус). 

19. Основные механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, интеллектуализация, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования) (по А.Фрейд), их адаптивное и дезадаптивное значение, роль в формировании психической и соматической патологии.

20. Больной и лекарства: психологические основы фармакотерапии. Проблема комплаенса в современной медицине. 

21. Формирование психологической зависимости от лекарств. Эффект плацебо. «Токсическое» плацебо. Плацебо-контроль при испытании новых лекарственных препаратов.

22. Болезнь как самостоятельная психотравма. Психологические воздействие госпитализации. Психологическое действие выписка. Синдром госпитализма. Синдром Мюнхаузена. 

23. Взаимоотношения врача и больного. Основные фазы общения врача и пациента. Задачи, соответствующие каждому этапу. 

24. Модели взаимоотношений врача и пациента. Врач, выступающий в роли пациента. Сложные пациенты.

25. Проблема профессиональной деформации личности (на примере медицинского работника). Синдром эмоционального выгорания (по Х.Дж.Фрейденберг). Социально-средовые и личностные предрасполагающие факторы, симптомы, меры профилактики. 

26. Ятрогении, соррогении, эгротогении, госпитализм и их предупреждение. Врачебная тайна: содержание понятия, этические и правовые аспекты. Этические проблемы информирования больного о диагнозе. Доктрина информированного согласия.

27. Психологические особенности больных с неизлечимыми заболеваниями. Умирание и смерть (стадии реакции пациента: отрицание, озлобление, сделка, депрессия, принятие). Правила поведения с умирающим больным. Реакция горя.

28. Этические проблемы эвтаназии. Организация работы хосписов.

29. Понятие общения.  Виды общения. Факторы, влияющие на поведение человека в процессе общения. Основные компоненты общения. Механизмы социальной перцепции. 

30. Функции общения. Понятие социализации. Эффекты межличностного восприятия. Коммуникативные барьеры.

31. Вербальное общение. Средства вербального воздействия. Этапы ведения беседы.

32. Вербальные средства коммуникации. Умение слушать партнера как основное условие эффективного взаимодействия с пациентом. Техники активного слушания.

33. Невербальные средства коммуникации. Расстояние между собеседниками, взаиморасположение, позы и жесты. Их роль в формировании у пациента доверия к врачу. 

34. Невербальные средства коммуникации. Визуальный контакт, мимика, паралингвистические компоненты общения, кинесика. Их значение в общении. 

35. Конфликт. Определение понятия. Виды конфликтов. Функции. Этапы развития конфликта.

36. Конфликт. Стратегии поведения в конфликте.  Пути разрешения конфликтных ситуаций.