ПЛАН СЕМИНАРОВ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ / КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ.  

ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО

 

Тема 1. История развития психологии, отрасли психологии, методы исследования в психологии. История появления клинической психологии. Предмет, объект, задачи клинической психологии, разделы клинической психологии. Методы исследования в клинической психологии. Роль психологических знаний в практической работе врача. Понятие здоровья, его основные критерии. Связанное со здоровьем качество жизни и методы его изучения (опросник SF-36 и др.).

 

Тема 2. Психология соматического больного. Объективная и субъективная тяжесть болезни. Внутренняя картина болезни (Р.А.Лурия). Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни (пол, возраст, профессия, темперамент, религия, воспитание больного). Уровни внутренней картины болезни (В.В.Николаева). Этапы течения заболевания. Типы отношения личности к болезни (А.Е.Личко). Поведенческие реакции больных на заболевание (аггравация, симуляция, диссимуляция, гипер-, гипо-, нормо-, анозогнозия, реакция «ухода в болезнь», стигматизация и «социальная престижность» болезни).

 

Тема 3. Стресс и адаптация. Типы реагирования на фрустрацию (С.Розенцвейг). Механизмы совладания со стрессом – копинг-механизмы (Р.С.Лазарус). Психологическая защита личности. Основные механизмы психологической защиты (отрицание, вытеснение, проекция, интеллектуализация, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования) (А.Фрейд), их адаптивное значение и роль в формировании психической и соматической патологии.

 

Тема 4. Психосоматическая медицина. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения, психогении и соматогении. Теории возникновения психосоматических заболеваний: биопсихосоциальная концепция психосоматических расстройств (Энгель), концепция профиля личности (Ф.Данбар), концепция алекситимии (Сифнеос). Классификация: конверсионные симптомы, функциональные синдромы (органные неврозы), психосоматические заболевания (психосоматозы). Поведение типа «А» и типа «В» (М.Фридман и Р.Ройзенман).

 

Тема 5. Неврозология. Определение и механизм развития невроза: психическая травма, преморбидные психологические особенности больных. Динамика течения неврозов. Классификация неврозов. Неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний: клинические проявления, основные типы невротических конфликтов (В.Н.Мясищев).  Принципы лечения и профилактики неврозов. 

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

Тема 6. Больной и лекарства: психологические основы фармакотерапии. Психологические аспекты приема лекарств и отказа от лечения, формирование психологической зависимости от лекарств (полипрагмазия, лекомания). Проблема комплаенса в современной медицине. Психологические факторы повышения эффективности медикаментозной терапии. Эффект плацебо. «Токсическое» плацебо. Плацебо-контроль при проведении клинических испытаний лекарственных препаратов. Психологическое воздействие госпитализации и выписки.

 

Тема 7. Психология лечебного процесса: основные модели взаимоотношений «врач-больной» (техническая, сакральная (модель руководства), коллегиальная (модель партнерства), договорная (контрактная) модель) (Р.Вич). Характеристики «идеального» врача для пациента (Ж.Лакан). Психологические типы врача (директивный, недирективный, сопереживающий, эмоционально-нейтральный) (В.А.Ташлыков). Психология взаимоотношений с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, с родственниками больных. Взаимоотношения медицинской сестры и больного. Медицинский работник в качестве больного.

 

Тема 8. Профессиональные качества медицинского работника (аффилиация, эмпатия, коммуникативная компетентность и др.). Мотивы выбора профессии врача. Проблема профессиональной адаптации и деформации личности медицинского работника. Синдром эмоционального сгорания (Х.Дж.Фрейденбергер). Социально-средовые и личностные предрасполагающие факторы, симптомы, меры профилактики. Ятрогении, соророгении, эгротогении, госпитализм и их предупреждение. Психогигиена и психопрофилактика.

 

Тема 9. Психология умирания и смерти: поведение, субъективные переживания и динамика психологических реакций умирающих пациентов. Терминальный больной и качество его жизни, состояние сознания в момент смерти (Р.Моуди). Стадии реакции пациента (отрицание, озлобление, сделка, депрессия, принятие) (Э.Кюблер-Росс).  Особенности коммуникации с умирающими пациентами. Этические проблемы эвтаназии. Организация работы хосписов (паллиативная терапия). Этические проблемы трансплантологии. Синдром утраты, горе как процесс, стадии (шока, поиска, острое горе, восстановления, завершающая) и задачи горя.

 

Тема 10. Медицинская этика и деонтология: этические модели в медицине. Модель Гиппократа (принцип «не навреди»), модель Парацельса (принцип «делай добро»), деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»), биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»). Основные принципы биомедицинской этики. Врачебная тайна: содержание понятия, этические и правовые аспекты. Доктрина информированного согласия. Этические проблемы информирования больного о диагнозе. 

 

Тема 11. Общение. Функции общения, типы и виды общения (С.Самыгин). Профессиональное общение. Способы формирования продуктивного контакта между врачом и больным. Невербальное и вербальное общение. Невербальные знаки общения (разговорная дистанция, взаимное расположение собеседников, поза, жесты, взгляды, мимика, прикосновения, невербальные вокальные феномены). Игры по Э.Бёрну, их значение в медицине («алкоголик», «если бы не ты», «да, но» и др.).

 

Тема 12. Конфликтология. Понятие конфликта, уровни, виды и причины конфликтов. Конфликты в системе «врач-больной». Стратегии решения конфликтов (избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество). Профилактика конфликтов.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Тема 13. Клиническое интервью: цели интервьюирования, принципы и этапы клинического интервью. Психологическое тестирование. Задачи, классификация и выбор тестовых методик. Надежность и валидность психологических тестов. Условия проведения психологического тестирования, интерпретация результатов, тестовые нормы. 

 

Тема 14. Методики исследования внимания (таблицы Шульте, счет по Крепелину, корректурная проба, методика Мюнстербергера), памяти (методика запоминания 10 слов, методика пиктограмм), мышления (методика классификации понятий, методика на исключение понятий, методика выделения существенных признаков, методика Эббингауза), интеллекта (прогрессивные матрицы Равена, тест Векслера, коэффициент интеллекта IQ), эмоционального состояния (тест цветовых выборов Люшера).

 

Тема 15. Методы исследования личности: личностные опросники (MMPI, Айзенка, Кеттелла) и проективные тесты (тематический апперцепционный тест, тест чернильных пятен Роршаха, рисуночные тесты «дом, дерево, человек», «несуществующее животное», метод незаконченных предложений).

 

 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

 

Тема 16. Психотерапия. Междисциплинарный характер, показания и противопоказания, виды психологической помощи (психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия), формы психотерапии (индивидуальная, групповая, коллективная), методы психотерапии (симптоматические, патогенетические; экспрессивные, суппортивные; директивные, недирективные). Основные направления в психотерапии: Психодинамическая терапия (З.Фрейд). Структура личности (Ид, Эго, Суперэго). Генезис невроза. Методы и процедуры классического психоанализа (свободные ассоциации, анализ сновидений, анализ ошибочных действий). Техника психоанализа (продуцирование материала, перенос, сопротивление, анализ, рабочий альянс). Аналитическая терапия К.Г.Юнга (коллективное бессознательное, архетипы). Индивидуальная терапия А.Адлера (комплекс неполноценности, компенсация). Когнитивно-бихевиоральная терапия (оперантное обусловливание, подкрепление (Б.Ф.Скиннер), метод систематической десенсибилизации, парадоксальной интенции). Экзистенциально-гуманистическая терапия (терапия, центрированная на клиенте (К.Роджерс). 

 

Тема 17. Гипносуггестивная психотерапия. История развития учения о гипнозе, природа гипноза, пробы на внушаемость, методы и техники гипнотизирования, глубина гипноза, лечебное внушение, показания и противопоказания. Аутогенная тренировка (И.Г.Шульц). Групповая психотерапия. Понятие, формирование группы, правила поведения (нормы группы), стили руководства группой, типы поведения в группе, групповая динамика, лечебные факторы, стадии развития группы. Семейная психотерапия (структура и динамика семьи, этапы жизненного цикла семьи, стили воспитания детей, типы семейных отношений).

 

Тема 18. Методы психотерапии: гештальт-терапия (отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем) (Ф.Перлс), арт-терапия, телесно-ориентированная терапия (мышечный панцирь) (В.Райх), позитивная психотерапия (позитивный подход к пациенту и заболеванию) (Н.Пезешкиан). Методы психотерапии: трансактный анализ (структурный анализ, анализ трансакций, анализ игр, сценариев и ролей) (Э.Берн), психодрама (роли, фазы, методики) (Я.Морено), метод биологической обратной связи (biofeedback), холотропная терапия (базовые перинатальные матрицы) (С.Гроф).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

 

• Карвасарский Б.Д. (ред.) Клиническая психология: Учебник. – СПб: Питер, 2004. – 960 С. 

• Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология: Учебник для студентов медицинских ВУЗов. - МЕДпресс-Информ, 2003. – 416 С. 

• Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. – 4-е изд. – М.: МЕДпресс-Информ, 2002. – 592 С.

• Сидоров П.И., Парняков А.В.  Клиническая психология: Учебник для вузов. - М.: Геотар Медицина, 2002. – 864 С.

• Сулейманова Г.П. Клиническая психология: Методическое пособие. - Волгоград, ВолГУ, 2009. - 97 С.

• Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. – 230 С.

 

Дополнительная литература

 

• Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине, 1998.

• Александер Ф. Психосоматическая медицина. – М., 2000.

• Александров А.А. Современная психотерапия: Курс лекций. – СПб: Академический Проект, 1997. – 352 С.

• Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. – М., 1982.

• Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988. – 400 С.

• Бодалев А.А., Столин В.В.(ред.) Общая психодиагностика: Учебное пособие. – М.: изд-во МГУ, 1987.

• Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Краткий учебник / Пер. с нем. – М.: Геотар Медицина, 1999. – 376 С.

• Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. – Киев, М.: Ника-Центр, Алетейа, 1999.

• Вич Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопр. философии. – 1994. - №3. – С. 67-72.

• Волков В.Т., Стрелис А.К., Караваева Е.В., Тетенев Ф.Ф. Личность пациента и болезнь. – Томск, 1995. – 328 С.

• Кабанов М.И., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983.

• Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб: изд-во Питер, 1998. – 752 С.

• Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб: изд-во Питер, 2000. – 544 С.

• Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л., 1982.

• Карвасарский Б.Д. Неврозы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1990. – 576 С.

• Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – Л., 1980.

• Клиническая психология. Хрестоматия. - СПб, 2000.

• Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Руководство для врачей. – 5-е изд., исправленное. – М.: изд-во Института психотерапии, 2001. – 464 С.

• Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983.

• Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. – 240 С.

• Кочюнас Р. Психотерапевтические группы / Пер. с лит. – М.: Академической проект, 2000. – 240 С.

• Кречмер Э. Медицинская психология. – СПб, 1998.

• Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. – М., 1977.

• Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер П. Психосоматический больной на приеме у врача. – Изд-во СПб НИПНИ им. Бехтерева, 1994. – 245 С.

• Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М., изд-во МГУ, 1987. – 168 С.

• Парценяк С.А., Леонтьев О.В. Клиническая психология. Конспект лекций, 2000.

• Перре М., Бауман У. (ред.) Клиническая психология. – СПб: Питер, 2003. – 1312 С.

• Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: изд. центр «Академия», 2006. – 320 С.

• Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений: Расширенная версия. – М.: изд-во Эксмо, 2005. – 416 С.

• Пушкина Т.П. Медицинская психология, 1996.

• Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб, 2000.

• Сандберг Н., Уайнбергер А., Таплин Дж. Клиническая психология. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 384 С.

• Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

• Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 С.

• Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л., 1984.

• Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медицинских вузов. Изд. 2-е, перераб. и дополн. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. - 288 С.

• Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М.: Медицина, 1996.

• Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.

• Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – Будапешт, 1988.

• Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. – Ростов-на-Дону, 1996. – 544 С.

• Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л., 1990. – 192 С.

 

© ВолгГМУ, РАНХиГС, 2024